Фрагмент для ознакомления
1
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОЦЕДУР ОТБОРА И ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1Теоретические аспекты формирования комплексной системы отбора и подбора персонала в организации 7
1.2.Психологические методы процедур отбора и подбора персонала в организации 14
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТБОРА И ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ 21
2.1. Организация и программа исследования 21
2.2.Изучение уровня стрессоустойчивости сотрудников группы быстрого реагирования на этапе подбора и отбора 25
3.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОТБОРУ И ПОДБОРУ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы заключается в том, отбор персонала является важной функцией управления в организации. От грамотно проведенного отбора персонала зависит результативность принятых сотрудников и финансовые показатели самой организации.
По мнению экспертов в последнее время все больше фирм стали создавать целые системы отбора персонала, в которые входят не только подача объявления о вакансии, но и целый комплекс мероприятий по отбору персонала.
Каждый сотрудник предприятия являет собой конкурентное богатство организации, которое необходимо развиваться в купе с другими ресурсами с целью достижения стратегических целей и задач.
На современном этапе во всем мире конкурентоспособность, наряду с методами и технологиями организации производства, определяют обеспеченность высококвалифицированной рабочей силой, степень мотивации и стимулирования персонала, организационные структуры и формы работы, которые позволяют достичь высокого уровня конкурентоспособности работников и более эффективно использовать их трудовой потенциал.
Соответственно, только на пересечение трех компонентов – конкурентоспособные технологии, конкурентоспособные методы организации производства и труда, конкурентоспособный персонал – возможно достижение конкурентоспособности организации в целом, что в свою очередь, является залогом эффективной работы.
Ограничение психодиагностических методик в управлении персоналом в России можно объяснить несколькими ключевыми причинами.
Во-первых, традиционно в России управление персоналом склонялось к формальным и административным методам, ориентированным на выполнение функций контроля и подчинения, что отразилось на приоритетах образовательных программ и профессиональных стандартов.
Во-вторых, отсутствие достаточного уровня знаний и компетенций среди руководителей и специалистов в области психологической диагностики играет значительную роль. Недостаточная подготовка в этой области сдерживает внедрение новых подходов и методик, так как требуется как теоретическое, так и практическое обучение для корректного использования психодиагностических инструментов. Третьим важным фактором является экономическая составляющая. Зачастую российские организации предпочитают сократить расходы на обучение и развитие персонала, включая внедрение современных методик оценки и развития персонала. Это может быть связано с ограниченными бюджетными ресурсами, низким приоритетом внедрения новых технологий и методик в условиях экономической нестабильности.
Наконец, одной из важных причин является недостаточная осведомленность о потенциальных выгодах и результативности применения психодиагностических методик. Существует ощутимая нехватка информации о том, как эти инструменты могут улучшить процессы управления персоналом, повысить эффективность работы и снизить текучесть кадров.
К сожалению, в России в настоящее время не ведется сопоставимая и полная статистика о распространении и приоритетности методов психодиагностики в управлении персоналом, что затрудняет оценку текущего состояния и определение актуальных тенденций развития в данной области в крае и в стране. Тем не менее, основываясь на общих тенденциях и экспертных оценках, можно сказать, что использование психодиагностики в HR-практиках неуклонно растет. Это связано с ростом интереса к психологическим аспектам управления и современным требованиям бизнес-среды, а также с увеличением потребности в профессиональном подходе к управлению персоналом, включая оценку и реализацию личностных качеств и профессионального потенциала работников.
Современные подходы к оценке персонала не рассматривают профессиональные и личностные качества в отдельности, исключительно в совокупности, при этом личностные характеристики выходят на первое место по важности. Оценить эффективность работы сотрудников в моменте очень тяжело, ведь экономическая сфера ориентирована на производство, связанное с конечным результатом. Таким образом, подобная психологическая диагностика позволяет строить долгосрочные предположения о возможных исходах деятельности.
Так, А. К. Маркова к психологическим показателям эффективности относила "...вовлеченность различных сторон психики человека в процесс труда, отработанность исполнительных операций, действий, мотивационную зрелость и зрелость волевых компонентов, заинтересованность человека трудом и удовлетворенность от его выполнения..." и т.д.
Проблема исследования темы работы заключается в том, что многие современные компании уделяют недостаточное внимание системе психологического отбора персонала. В то время как показатели качества отбора персонала во многом определяют эффективность всей организации.
Следовательно, возрастает потребность в детальном изучении и развитии имеющихся методологических и методических подходов к отбору персонала организации.
Цель курсовой работы заключается в исследовании психологических аспектов процедуры отбора и подбора персонала в организации.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи исследования:
- проанализировать теоретические аспекты формирования комплексной системы отбора персонала
- исследовать процесс отбора и подбор персонала организации
- провести анализ отбора персонала.
- разработать направления совершенствования психологических аспектов процедуры отбора и подбора персонала в организации.
Объект исследования - отбор и подбора персонала в организации.
Предметом исследования является система отбора и подбора персонала в организации.
Вопрос исследования заключается в анализе современных методов отбора персонала и их применение для совершенствования системы отбора персонала.
Методологию исследования составили как общенаучные методы (анализ, синтез, прогнозирование, абстрагирование, моделирование, системный анализ, сравнительный анализ), так и специальные методы (графический и экономико-статистический анализы).
Структура курсовой работы состоит из введения, теоретической главы, практической главы, выводы и предложения. В теоретической главе был проведен анализ литературы по теме обора персонала. В практической главе работы была проанализирована деятельности объекта исследования, его ключевых кадровых показателей и система отбора персонала. Также в практической главе были разработаны мероприятия по совершенствованию психологических аспектов процедуры отбора и подбора персонала в организации.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОЦЕДУР ОТБОРА И ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Теоретические аспекты формирования комплексной системы отбора и подбора персонала в организации
Любая система, в том числе и система отбора персонала, требует адаптации под конкретное предприятие и текущую обстановку на нем, с учетом особенности персонала и специфики деятельности организации.
Справедливо будет отметить, что комплексный подход, охватывающий все аспекты и интересы сторон, может дать гораздо больше положительных результатов и сделать деятельность хозяйствующего субъекта более эффективной. Следовательно, изучение специфики комплексной системы отбора персонала позволяет сформировать понимание того, как при помощи этого механизма улучшить систему управления персоналом.
Под комплексной системой отбора и подбора персонала подразумевается создание целого комплекса мероприятий, направленных на качественный отбор персонала.
Система отбора персонала является важным элементом управления человеческими ресурсами в любой организации. Она включает в себя комплекс методов и процессов, направленных на поиск, оценку и выбор кандидатов, которые наиболее полно соответствуют потребностям компании. Основная цель такой системы — обеспечить эффективность работы организации, привлекая люди с нужными компетенциями, опытом и мотивацией[9].
Прежде всего, процесс начинается с определения потребностей в кадрах. Это может быть связано с открытием новых позиций, расширением бизнеса или заменой уволившихся сотрудников. На этом этапе важно составить детальное описание вакансии, которое включает в себя требования к квалификации, опыту, навыкам и личным качествам будущего сотрудника. Это описание служит основой для всех последующих этапов отбора.
Далее следует этап привлечения кандидатов. Организации могут использовать различные каналы для размещения вакансий, включая сайты по поиску работы, социальные сети, профессиональные сообщества и внутренние ресурсы. На этом этапе важно обеспечить широкий охват, чтобы привлечь разнообразных кандидатов.
Когда потоки резюме начинают поступать, начинается процесс предварительного отбора. Это может включать анализ резюме, проведение телефонных собеседований или использование онлайн-тестов на соответствие базовым требованиям. На этом этапе кадровые специалисты выделяют наиболее подходящих кандидатов, которые переходят к следующему этапу отбора[12].
Следующим шагом чаще всего являются личные собеседования. Здесь можно использовать различные методы интервьюирования: структурированные, полуструктурированные беседы или даже ситуационные интервью, где оценивается, как кандидат реагирует на конкретные ситуации. Важно, чтобы интервьюеры были хорошо подготовлены, знали, какие вопросы задавать, и как оценивать ответы кандидатов.
В некоторых случаях для более точной оценки квалификаций кандидатов могут быть применены дополнительные методы, такие как тестирование, оценочные центры или практические задания, которые показывают реальный уровень профессиональных навыков.
После завершения всех этапов отбора наступает финальный выбор кандидата. Здесь важно учитывать не только профессиональные качества, но и культурное соответствие кандидата ценностям и миссии компании. Кроме того, стоит уделить внимание и факторам, связанным с развитием сотрудника: возможности карьерного роста, обучения и повышения квалификации.
После выбора кандидата наступает этап адаптации, который не менее важен. Неправильная адаптация может привести к быстрому увольнению
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексенцева Ю. А., Петрова А. М., Петрова С. А., Сладкова Н. М., Ильченко О. А. Методические аспекты оценки личностно-мотивационного профиля работников // Металлург. 2020. № 11. С. 4—12
2. Андреев А.А. Педагогика высшей школы (Прикладная педагогика). Учебное пособие в 2 кн. - М.: МЭСИ, 2000. - Кн. 1. - 141 с.
3. Андреев Н. В., Хохлова Н. Г. Методы диагностики и развития психологического потенциала руководителей органов внутренних дел. М.: Академия управления МВД России, 2022. 130 с.
4. АнуашвилиА. Н., КостяевВ. Н. Повышение надежности управления персоналом на основе объективной психодиагностики // Инновации и инвестиции. 2022. № 8. С. 44—49 [
5. Анцупов, А. Я. Социально- психологическая оценка персонала / А. Я. Анцупов, В. В. Ковалев – М. : Юнити , 2022. – 239 с.
6. Архипов, А.П. Менеджмент персонала. Современный курс: учебник / А.П. Архипов, В.Б. Гомеля, Д.С. Туленты.- 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Юнити, 2020. – 435 с.
7. Архипов, А.П. Управление бизнесом: учеб. пособие /А.П. Архипов. – М. : ИНФРА-М , 2022. – 326 с.
8. Базанов, А.Н. О положении системы управления деловой карьерой/ А.Н. Базанов//Дело.-2020.-№1.-С.3-5
9. Барканова О.В. Теоретические основы психологической диагностики. Красноярск, 2016. 216 с.
10. Бурцев А. О., Дашко М. Н., Ефимкина Н. В. Исследование компонентов управленческого потенциала руководителей территориальных органов МВД России // Психология и право. Т. 10. № 1.2020. С. 1-17.
11. Васильева И. В. Психотехники и психодиагностика в управлении персоналом: практическое пособие. М.: Юрайт, 2024. 122 с.
12. Гаврилова, С. С. Мотивация персонала: учеб. пособие. – М.: Эксмо , 2022. – 304 с.
13. Галаганов, В. П. Мотивация. - М.: Академия , 2022. - 262 с.
14. Гвозденко, А. А. Основы управления персоналом: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. Гвозденко А. А. – М.: Феникс , 2022. – 330 с.
15. Герчиков, В.И. Управление персоналом: работник- самый эффективный ресурс компании. – М.: ИНФРА, 2021.- с.157
16. Грищенко, Н. Б. Основы управления персоналом: учеб. пособие. - М.: Юнити , 2022. - 350 с.
17. Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие. - М. : ИНФРА – М, 2022.
18. Ермасов, С.В. Менеджмент персонала : / С.В. Ермасов, Н.Б. Ермасова.- 3-е изд. перераб. и доп.-М.: Юрайт , 2022. – 715 с.
19. Иванова Е. М. Психология профессиональной деятельности. М.: ПЕР СЭ, 2023. 382 с.
20. Кабанцева, Н.Г. Управление персоналом: учеб. пособие / Н.Г. Кабанцева. - М.: Форум , 2021. – 261 с.
21. Калифорнийский психологический опросник: учебно-методическое пособие / Е. Петров, Н. В. Сметанина. М.: Группа АБСОЛЮТ, 2010. 120 с.
22. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учебник/ А.Я. Кибанов.- 2-е изд.,перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М , 2022. – 435 с.
23. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации : стратегия, маркетинг, интернационализация: учеб./ А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. - М.: ИНФРА-М , 2022. – 289 с.
24. Кондо, И. Мотивация персонала. Ключевой фактор менеджмента / И. Кондо; пер. с англ. Е. П. Макаровой. – М.: Приоритет , 2020. – 216 с.
25. Котенев И. О. Психологическая оценка личности руководителя ОВД с помощью Калифорнийского опросника // Психопедагогика в правоохранительных органах. №1(15)/ 2021. С. 93-95.
26. Кошелев, А.Н. Эффективная мотивация торгового персонала/ А.Н. Кошелев. – М: Дашков и К , 2020. – 232 с.
27. Красова, Е.М. Основы системы управления деловой карьерой сотрудников/ Е.М. Красова // Дело. – 2020.- №10. – С. 14-20
28. Кулагина И. В. Современная психодиагностика: теория и методы. Тольятти, 2023. 157 с.
29. Куликов, С.В. Финансовый анализ организаций : учебное пособие / С.В. Куликов. – Ростов н/Д. : Феникс ; Новосибирск : Сибирское соглашение, 2022. – 234 с.
30. Лобанова Т. Н., Захарова Л. Н., Леонова И. С. Психология в управлении персоналом: новый баланс // Организационная психология. 2022. № 1. С. 248—269
31. Лукашевич, В.В. Основы управления персоналом : учебное пособие / В.В. Лукашевич. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : КПОРУС, 2010. – 230 с.
32. Малкова Л. Л., Кольев А. А. Актуальные проблемы формирования и реализации резерва руководящих кадров в уголовно-исполнительной системе // Человек: преступление и наказание. Т. 25. № 3. 2017. С. 399-104.
33. Михайлов Ф.Б., Смольникова Е.В., Мясников Д.А. Профессиография. Учебное пособие. - Казань: Изд- во Казан. ун-та, 2018. - 44 с.
34. Организация психологической службы в УИС. Киров, 2023. 216 с.
35. Прокопьева С. А. Профессионально важные качества сотрудников УИС, состоящих в резерве кадров на выдвижение // Проблемы современного педагогического образования. № 63-3 / 2019. С.317Алексеев О. А., Морзалева О. А. Психодиагностические методы оценки персонала // Экономика и социум. 2018. № 11. С. 87-91
36. Развитие компании: метод. пособие/ А.В. Брюханов и др.- М. : Регламент , 2021. – 234с.
37. Реутова В. И. Взаимосвязь управленческих компетенций с личностными качествами руководителей органов внутренних дел // Человек: преступление и наказание. Т. 27. № 3. 2019. 390-395.
38. Рыбин, В. Н. Управление персоналом: учебное пособие. – М.: «КноРус», 2020. – 240 с.
39. Самоукина, Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах / Н. В. Самоукина. – М. : Вершина, 2022. – 234 с.
40. Скамай, Л.Г. Управление персоналом: учеб. пособие/ Л.Г. Скамай- М. : ИНФРА-М , 2020. – 333 с.
41. Сперанский, В.И. Современные технологии управления персоналом: учебно-практическое пособие/ В.И. Сперанский.- М. : Альфа-Пресс , 2021.- 473 с.
42. Спивак, В.А. Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие/ В.А. Спивак. - М. : Эксмо , 2012. – 624 с.
43. Сухоруков, М.М. Персонал организации /М.М. Сухоруков.- М. : Анкил , 2021. – 225 с.
44. Федорова Е. М. Правовые основы и зарубежный опыт психологической работы с резервом кадров на выдвижение в УИС // Актуальные проблемы защиты прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы: сборник материалов круглого стола. М.: НИИ ФСИН России, 2018. С. 382-387.
45. Характеристика личности руководителя органа, учреждения уголовно-исполнительной системы / под общ. ред. проф. О. Г. Ковалева. М.: НИИ ФСИН России, 2022. 56 с.
46. Юлдашев, Р.Т. Менеджмент персонала.- М. : Анкил , 2022 – 832 с.